Денисов Александр Николаевич

Денисов Александр Николаевич

Глава администрации МО "Коношское"

График приема граждан

Информация о поселении

Ко́ноша — посёлок городского типа в Архангельской области. Административный центр Коношского района и Коношского городского поселения. Узловая станция Северной железной дороги - Коноша I.

История

11 июня 1894 года было утверждено шестое дополнение к уставу Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги «О сооружении Вологодско-Архангельской железной дороги». Согласно этому дополнению было поручено построить узкоколейную дорогу в один путь от станции Вологда до города Архангельска.

В 1896 году железная дорога подошла к болоту, где предстояло построить станцию Коноша. В том же году начато строительство вокзала, казармы и барака для железнодорожных рабочих. На берегу Нижнего озера строится насосная станция с жилым домом, существующим и в настоящее время.

22 октября 1898 года было открыто постоянное движение на железной дороге «Вологда — Архангельск». Эта дата - день рождения Коноши как железнодорожной станции. К этому времени все путевые постройки были уже выстроены. Были построены пассажирское здание (вокзал), жилые деревянные дома, бани. Из-за болотного грунта пассажирская платформа на станции была сделана деревянной, на сваях. Административно Коноша относилась к Кремлевской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии.

К 1900 году в Коноше стояло 12 домов, из них 3 магазина.

В Первую мировую войну с закрытием западной границы военная помощь Антанты России шла через Архангельск, и железная дорога от Архангельска к центру страны из второстепенной стала основной. В 1915 году участок узкоколейной железнодорожной линии от Вологды через Коношу до Няндомы был перешит на широкую колею, а в 1916 году ширококолейной стала оставшаяся часть железной дороги до Архангельска.

10 января 1918 в Кадниковском уезде провозглашена Советская власть. Во время Гражданской войны, после отпадения Архангельска от центральной России, Коноша фактически стала административной границей Советской России на севере и прифронтовой зоной. Около северного семафора были вырыты окопы и установлена колючая проволока. По Вельскому тракту (Октябрьский проспект) тоже были вырыты окопы. На станцию стали прибывать войска. Воинские части также были в соседних деревнях Верхняя и Глубокое. В 1918 году в Коноше собирают добровольцев в отряды красногвардейцев для отправки в Вологду, для подавления Ярославского восстания. В 1919 году в Коноше собирают добровольцев для формирования бронепоезда, действовавшего против белых и интервентов в районе станции Плесецкая.

В 1920 году в Коноше была открыта начальная школа.

Во второй половине 1920-х годов Коноша становится центром Кремлёвской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии. Переселявшиеся в Коношу окрестные крестьяне ставили дома в районе улицы Советской и проспекта Октябрьский, которые положили начало планировке Коноши.

15 июля 1929 года был образован Коношский район, который вошел в состав Няндомского округа. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 года «О ликвидации округов» Няндомский округ, как и большинство остальных округов СССР, был упразднён. Его районы отошли в прямое подчинение Северного края. В 1931 году Коношский район был ликвидирован, и Коноша вошла в состав Няндомского района. Однако в 1935 году Коношский район был восстановлен, и к Коноше снова вернулся статус райцентра.

В 1930 году в Коноше появился телеграф (аппарат «Морзе») и телефонный коммутатор на 60 номеров. В 1935 году открылся радиоузел.

В 1934—1937 годах строятся вагоно-ремонтное предприятие, железнодорожная ветка на Вельск, вторые железнодорожные пути на Архангельск.

К моменту образования Коношского района в Коноше уже действовали крупные предприятия: Коношский лесозавод (образован в 1929 году), Коношский леспромхоз (1930 год), паровозное депо (1932 год).

С образованием Коношского района в 1935—1936 годах образуются структуры управления: райком ВКП(б), райисполком, потребсоюз, военкомат, РОВД, редакция. Здание для райотдела милиции построено в 1938 году. Появились районный клуб, районная библиотека, пожарная часть, электростанция, сберкасса, ветеринарная амбулатория. Строятся Коношеозерская школа и больница на 5 км, впоследствии ставшая районной, средняя школа. Открыт детдом в Коношеозерье (1935 год). На берегу Нижнего озера создана зона отдыха с комплексом спортивных тренажеров. У бывшего лесничества построена парашютная вышка (1936 год) высотой 36 метров.

В годы Великой Отечественной войны железнодорожные предприятия Коноши обеспечивали бесперебойную работу Печорской линии, подающей воркутинский уголь в центральные районы страны, и Архангельской линии, по которой шли ленд-лизовские грузы. В Коноше размещалось три эвакогоспиталя. Близ Коноши в 1942 году был высажен разведывательный немецкий десант для развертывания наступательной операции от станции Коноша на Вологду.

Послевоенные годы были связаны с развитием железнодорожного транспортного узла (в Коноше появляются новые железнодорожные организации, в том числе Путевая машинная станция - 65, Коношская дистанция пути), развиваются лесозаготовительная и сельскохозяйственная отрасли. В 1980-е годы в Коноше разворачиваются большие комсомольские стройки: строятся комбикормовый завод и свинокомплекс на 54 тысячи голов, энергоёмкие предприятия, не обеспеченные местной ресурсной базой. Сырье для переработки в комбикорм предполагалось привозить из других регионов страны.

 

Население

Численность населения

1959[2]

1970[3]

1979[4]

1989[5]

2002[6]

2009[7]

13 769

13 312

15 327

17 143

12 873

11 854

2010[8]

2011[9]

2012[10]

2013[11]

2014[12]

2015[13]

12 432

12 388

12 060

11 743

11 509

11 292

2016[14]

2017[15]

2018[16]

2019[17]

2020[18]

2021[1]

11 103

10 969

10 904

10 739

10 683

10 470

В 1920 году в Коноше проживало 368 человек.

Изменение численности населения за период с 1959 по 2010 год[19]:

Экономика

Коноша — крупный железнодорожный узел (Коноша IСеверной железной дороги, начальный пункт Печорской железнодорожной магистрали.

Крупнейшие предприятия Коноши:

  • Коношское автотранспортное предприятие
  • Путевая машинная станция № 65 Северной ж.д.
  • Вагонное депо ВЧД-9
  • Предприятие «Втормет» (переработка отходов черных металлов)
  • Предприятие «Зернохлеб» (мука)
  • Хлебозавод (хлеб и хлебобулочные изделия)
  • Коношский межхозяйственный лесхоз
  • Коношский лесхоз
  • Предприятие «Коношский лесопункт» - не существует.
  • Предприятие «Коношалес» (лесопромышленная холдинговая компания) - не существует
  • Коношский лесозавод (лесная промышленность) - не существует.
  • Коношская районная типография
  • Предприятие «Сельхозтехника» (ремонт сельхозмашин) - не существует.

Достопримечательности

  • Коношский районный краеведческий музей[20]
  • Храм Преподобного Серафима Саровского[21]

 

Люди, связанные с посёлком

В 24 км от Коноши, в деревне Норенская, отбывал ссылку будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Об этом периоде рассказывает книга М. Мильчика «Иосиф Бродский в ссылке. Норенская и Коноша Архангельской области» (2013)[22].


Дата последнего изменения: 31-01-2023
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: